Некогда единый Нижегородский городской художественно-исторический музей был открыт 25 июня (7 июля) 1896 года в специально отреставрированной для этого Дмитриевской башне Нижегородского кремля. По мере увеличения коллекций художественный и исторический отделы разместили в двух купеческих особняках на Волжском откосе, а в 1934 году произошло их официальное разделение. Сегодня это два крупнейших музея Нижегородской области - «Нижегородский государственный художественный музей» и «Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник».

 

    120 лет жизни музеев – это важная веха в культурной и общественной жизни города и области. Во всех филиалах музеев в течение года  были открыты и работают  выставочные проекты,  приуроченные к 120-летию.  Так в музее «Усадьба Рукавишнковых» можно познакомиться с выставками «Вы с музами в родстве» (потомки С.М.Рукавишникова), «Музею щедрый дар - потомкам дар бесценный, «Музеи имеют свою судьбу…» (о создание исторического музея в Нижнем Новгороде).  Художественный музей  представляет выставку «На рубеже веков» - тридцать уникальных произведений из собрания Государственной Третьяковской галереи.

ПРИГЛАШАЕМ ВАС НА ВЫСТАВКУ

"Вы с музами в родстве..."

Потомки С.М.Рукавишникова

 

Выставка знакомит нижегородцев и гостей города с вкладом представителей известного купеческого рода Рукавишниковых  в историю и культуру России и мира. Впервые в музейном пространстве представлено родословное древо семьи Рукавишниковых, самыми значимыми именами на котором являются, пожалуй, имена потомков Сергея Михайловича Рукавишникова.

Его сыновья, поэт и прозаик Иван и скульптор Митрофан, сыграли значительную роль в сохранении и популяризации культурного наследия Нижнего Новгорода, их имена стали известны далеко за пределами родного города. В 1918 году братья Рукавишниковы участвовали в создании Народного Художественного музея в бывшем отчем доме - роскошном дворце в стиле итальянского палаццо на Волжском Откосе. Они же организовали при музее Нижегородские государственные свободные художественные мастерские.

Интереснейшими экспонатами на выставке, разместившейся в зале бывшей семейной библиотеки,  являются книги из личной библиотеки Рукавишниковых. Произведения русской и западноевропейской художественной литературы, издания, посвящённые вопросам истории и искусства - эти книги позволяют определить круг чтения Ивана и Митрофана Рукавишниковых, посвятивших себя служению русской культуре и искусству.

Музей «Усадьба Рукавишниковых» приглашает на выставку

 «Самый лучший день»

 

   Открывшаяся в одном из залов музея «Усадьба Рукавишниковых» выставка «Самый лучший день» подарит посетителям знакомство с миром вещей тесно связанных с обрядом венчания и свадьбы.

      Вступление в брак является одним  из самых важных событий в жизни. Неслучайно оно всегда несло в себе  элементы глубокого смысла, торжественности,  и было окружено  определенными традициями, которые  помогали вступить в семейную жизнь.

Подготовка к свадьбе начиналась со сватовства, через неделю после сватовства в доме невесты устраивались смотрины, а за шесть недель до самой свадьбы пара должна была обручиться и объявить о помолвке.

     Наличие приданого было необходимым условием заключения брака. Невеста должна была привнести в дом большое количество имущества, с помощью которого будет осуществляться быт новой семьи. Вклад мужа в благосостояние будущей семьи заключался в том, что он обеспечивал дом.  

     В  экспозиции представлены предметы,  которые могли составлять часть приданого невесты:  шкатулки

21 января 2016 года в рамках празднования 120-летия Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника прошло знаковое культурное событие, ознаменовывающее новый этап его развития. В этот день состоялось торжественное открытие Технического музея в новом статусе филиала НГИАМЗ.

Данный факт стал возможным, в первую очередь, с одобрения и в связи с внимательным отношением  к историческому наследию губернатора Нижегородской области Валерия Павлиновича Шанцева и при поддержке Министерства культуры Нижегородской области.

На новой музейной площадке посетители смогут ознакомиться с уникальной коллекцией предметов, олицетворяющих достижения человеческой мысли и труда. Коллекция, собранная  Вячеславом Хуртиным и командой единомышленников, представляет собой жемчужину технического наследия России, и раскрывает тему истории технического прогресса, истории Нижегородчины и страны в целом.

Открытие нового филиала НГИАМЗ - значимый шаг к развитию музейного пространства, обретению новых партнеров и привлечению туристических потоков.

«Вальсом храмов» встретили в Арзамасе «Ночь искусств»

Презентация уникальной интерактивной программы состоялась 3 ноября в Арзамасе, в  Музее  Русского Патриаршества 

Сотрудниками филиала Нижегородского государственного  историко-архитектурного музея-заповедника в Арзамасе, к проведению всероссийской просветительской акции «Ночь искусств», была подготовлена презентация уникальной интерактивной программы под названием: «Вальс храмов». Она посвящена рассказу о храмовом зодчестве Арзамаса, иконах, истории строительства и благоукрашения местных архитектурных шедевров. Посетить ее могут все желающие, в рамках акции «Ночь искусств» - это можно было сделать бесплатно.

 

Выставка «12 стульев +…»Собрание Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника богато и разнообразно.  Мебель разного времени составляет одну из интереснейших музейных коллекций. В качестве объекта  показа на выставке выбран стул как непременный бытовой предмет с многовековой историей.  Это тот предмет, который может дать достаточно полное представление о мебельных стилях в целом. Стул, как наиболее подвижная и часто меняющаяся часть обстановки, был более всего подвержен частым изменениям моды и  способен продемонстрировать такое разнообразие вариантов и стилистических нюансов, которое вряд ли можно проследить на других объектах мебели. 
  

На выставке представлены произведения мебельного искусства    разных стран  ХV – первой четверти ХХ вв.. Для их изготовления использовались различные материалы и техники обработки дерева, они отличаются по своей  конструкции и декору.