Обувь для бинтованных ног - «туфельки-лотосы»

Об истории необычной китайской традиции и её наследии в настоящем.

Одним из самых известных обычаев, практиковавшихся в Китае с X до начала XX вв. и вызывавших удивление у соседних народов, был обычай бинтования ног у женщин. Существует множество легенд, связанных с его происхождением. Все они повествуют о наложницах средневековых китайских императоров, имевших миниатюрные ступни и сравниваемых с цветком лотоса или танцующих среди лотосов. Как известно, в китайской культуре этот цветок занимал особое место, символизируя чистоту, мир, гармонию, и целомудрие. Вероятно, в свете этих легенд в обиход вошло выражение «нога-лотос», то есть очень маленькая перебинтованная ступня.

 

Миниатюрность ступни достигалась за счет ее тяжелого увечья. Бинтование ног было не просто болезненным, но и очень долгим процессом. Оно проходило в несколько этапов, первый из которых начинался, когда девочке было 5-6 лет. Сперва стопу вымачивали в настое из трав и крови животных, подготавливая ее. Одновременно с этим вымачивались и бинты. Далее, во избежание врастания ногтей, их отстригали так коротко, как только это было возможно, а пальцы загибали под стопу, вдавливая в ступню до тех пор, пока те не прижмутся к ней как можно сильнее. Удерживая пальцы в таком положении, далее сгибали свод стопы, прижимая пятку к носку, после чего изувеченную ногу восьмиобразными движениями, сильно стягивая, бинтовали, образуя бандаж, от которого ребенок был не в состоянии избавиться самостоятельно. Предпочиталось, чтобы эту процедуру выполнял посторонний человек, так как родственники могли из жалости бинтовать не так сильно, как требовалось, ведь необходимо было обеспечить полную неподвижность вжатых в ступню пальцев девочки.

 

Идеальная ступня не должна была превышать 7-10 сантиметров в длину – именно такие ножки назывались «золотыми лотосами».

Женщина с забинтованными ногами была зависима от своей семьи, в первую очередь, от мужчин, ведь они практически не могли самостоятельно передвигаться. По этой причине забинтованные ноги являлись символом женского целомудрия и мужской власти. При владычестве монгольской династии Юань и маньчжурской династии Цин в Китае маленькие ноги также рассматривались как символ национальной идентичности, поскольку у монголов и маньчжуров женщины ног не бинтовали.

 

Женщина с забинтованными ногами была и показателем статуса мужчины. Чем меньше она способна двигаться, чем больше времени проводит в праздности, тем состоятельнее ее муж. Долгое время считалось, что бинтование ног существовало только среди китайской элиты. Забинтованные ноги могли «проложить дорогу» к лучшей жизни. Крестьяне, чьи женщины были вынуждены работать в поле, бинтовали ноги не так туго, как девочки из хороших семей, но старшей дочери, на которую возлагали большие надежды в плане замужества, доставалось больше других.

 

В начале XX в. традиция бинтования ног подверглась жесткой критике. После Синьхайской революции 1911 г. этот обычай был упразднен.

Обувь, которую носили китайские женщины с деформированными ступнями, так и называлась «туфельки-лотосы». Их носки имели коническую форму, иногда они имели каблуки или клинообразные подошвы, благодаря чему нога казалась еще меньше. Женщины сами шили себе туфельки, обучаясь этому искусству с детства, используя хлопчатобумажную или шелковую ткань, украшая их вышитыми изображениями цветов и птиц.

 

Любопытно, что парижские дизайнеры нового времени, придумавшие остроносую женскую обувь на высоких каблуках, именовали их не иначе как «китайские туфли».

 

Известный на Тайване энтузиаст, врач Го Чжи-шэн, собрал за 35 лет больше 1200 пар туфелек и 3000 аксессуаров для ступней, голеней и прочих достойных украшения участков бинтованных женских ножек и создал музей традиционной обуви.

 

Есть подобная женская обувь в собраниях разных отечественных музеев. Представленные Вашему вниманию «лотосовые туфельки» поступили в собрание НГИАМЗ в 1929 г. из собрания нижегородского фотографа, художника, большого любителя и собирателя предметов старины Андрея Осиповича Карелина (1837-1906). Туфельки могли быть приобретены нижегородским коллекционером по любому случаю, как эффектный предмет декоративно-прикладного искусства и напоминание об экзотической восточной традиции.

 

ГБУК НО НГИАМЗ
Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник

Гранты Министерства культуры РФ

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА

Карта сайта

 

Приемная: тел./факс +7 (831) 282-25-42
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

©ГБУК НО НГИАМЗ 2019

Город трудовой доблести и славы  Политика в отношении персональных данных ГБУК НО НГИАМЗ

Противодействие коррупции