Слабовидящим ENG

"И будет дом — дворец"

"Русский мир", 05.02.2025, Ольга Севрюгина

Недалеко от Нижегородского кремля, на Верхне-Волжской набережной, красуется великолепный особняк в стиле итальянского палаццо. Это — бывшая усадьба купцов Рукавишниковых, в которой сегодня располагается главное здание Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.

Строительством и оформлением усадьбы занимались известные мастера конца XIX века: Роберт Яковлевич Килевейн и Петр Самойлович Бойцов. Первый был нижегородским губернским архитектором, второй — художником и архитектором-самоучкой, возводившим усадьбы не только в родном городе, но и в Московской и Владимирской губерниях, а также в Киеве. А интерьеры усадьбы оформлял академик Императорской академии художеств Фома Гаврилович Торопов. В итоге получилось здание, ставшее одной из главных достопримечательностей Нижнего Новгорода.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

В XIX веке Нижний Новгород превратился в один из крупнейших в России торговых центров. На Нижегородской ярмарке собирались негоцианты из разных стран, здесь можно было найти товары на любой вкус (см.: "Русский мир.ru" № 7 за 2016 год, статья "Карман России"). За это город и прозвали "карманом России" — местное купечество всячески поддерживало эту славу.

К богатейшим купеческим семьям Нижнего Новгорода относился и род Рукавишниковых. Представители трех его поколений оставили яркий след в истории города на Волге, в том числе повлияв и на его облик. Здания, построенные Рукавишниковыми, и сегодня остаются знаковыми для Нижнего Новгорода. Самые известные из них — банк Рукавишниковых, спроектированный Федором Шехтелем, и усадьба Рукавишниковых.

 

Фото: Александр Бурый

Роскошная парадная лестница дворца

Основателем знаменитой на всю Россию купеческой династии был Григорий Михайлович Рукавишников, переехавший в Нижний Новгород из Балахны в начале XIX века. На этот шаг его подвиг перенос в город знаменитой Макарьевской ярмарки, которая с 1620-х годов проходила у стен Свято-Троицкого Макариево-Желтоводского монастыря. Рукавишников купил сразу три лавки в Железном ряду Нижегородской ярмарки, а в 1822-м основал первый в городе сталелитейный завод. Так начиналась история его взлета в Нижнем.

Семейное дело продолжил его сын — Михаил Григорьевич Рукавишников. На протяжении четырех десятков лет он руководил предприятием, приумножая славу и богатство рода, и стал одним из самых влиятельных купцов Нижнего Новгорода. Сталь с завода Рукавишниковых была превосходного качества, продавалась по всей России и шла на экспорт. В 1842 году Михаил Рукавишников, которого за деловую хватку звали "железным стариком", стал купцом первой гильдии.

После его смерти состояние унаследовали жена и девять детей — каждому досталось по 3–4 миллиона рублей. Старший сын, Иван, возглавил семейное дело, назвав фирму "Наследники М.Г. Рукавишникова". В 1901 году сталелитейный завод закрылся, но торговые дела фирмы по-прежнему шли неплохо. Получил свою долю наследства и Сергей Михайлович Рукавишников, который вскоре после кончины отца решил построить в Нижнем особняк, равного которому не было бы в городе. И исполнил свою мечту.

 

Фото: Александр Бурый

Бальный зал

СТРАНИЦЫ КНИГИ

Любопытные свидетельства о том, как шло строительство, о жизни семьи Рукавишниковых и купеческом быте содержатся в романе "Проклятый род", написанном сыном Сергея Рукавишникова. Иван Сергеевич был писателем и поэтом-символистом Серебряного века. В его произведении рассказывается история вымышленной купеческой семьи, но в героях без труда угадываются Рукавишниковы. Вот что в романе говорится о задумке дома: "Будущий дом его велик и прекрасен. Тысяча каменщиков будут строить его. Чертежи-планы из Москвы и из Петербурга. И будет дом — дворец. И во дворце сто комнат. И зала в два света. И лестница-мрамор — какого нет нигде. И будет дворец тот стоить ровно миллион. Так нужно. Велик и чудесен Макаров дворец. Пусть весь город ахает. Пусть со всей Волги полюбоваться съезжаются. Где стоять дворцу тому? Не в улице же узкой, где дома по обе стороны. Давно решил, что здесь, на набережной".

 

Фото: Александр Бурый

Предполагаемый портрет С.М. Рукавишникова

Набережная в то время была одним из главных мест променада богатых горожан, построить на ней дом мечтали многие. Великолепный вид на Волгу, заливные луга и таинственную и прекрасную заволжскую сторону — что может быть лучше? На месте, выбранном Рукавишниковым для строительства, стоял дом купца Серапиона Везломцева, который Михаил Рукавишников купил на аукционе за 4 тысячи рублей еще в 1868 году. Дом этот достался Сергею Михайловичу, и сначала он затеял перестройку старой усадьбы. Но его амбиции требовали большего: он мечтал об эффектном особняке, который поразит всех. И на месте бывшей маленькой усадьбы в 1875 году началось масштабное строительство, которое растянулось на два года, а отделочные работы в некоторых помещениях велись еще пару лет.

В итоге было создано настоящее архитектурное чудо. Мастера сохранили конструкции, оставшиеся от дома Везломцева, встроив их в новый, трехэтажный особняк. Главное здание дополнили флигелем, служебным и конюшенным корпусами и изящной оградой. Вот как описывает в своем романе открывшееся взорам изумленных горожан здание Иван Рукавишников: "Рано по весне свалили леса, оплетавшие Макаров дворец. И могучий, грузно-стройный, предстал он весенне-разлившейся Волге-реке. Так строили, чтоб не только в день, когда леса падут, но и на много-много лет в городе не было дома, тому дому равного. Ни у кого ни дерзости, ни капиталу не хватит. Строено не для балованного глаза только, не на год, не так, как затейные беседки в помещичьих садах, из щепочек, алебастром помазанных да под вечный гранит покрашенных; строено честно, как царевы дворцы в старину возводились, когда мысль смело смотрела сквозь смертные стены поколений, не видя стен тех".

 

Фото: Александр Бурый

Кабинет Сергея Михайловича Рукавишникова

Дворец действительно был построен с невиданным до этого в городе размахом, в духе новой моды — в эклектичном стиле. Новый особняк поражал привычных к размеренной купеческой жизни соседей Рукавишникова. Старое здание задало архитектору и высоту этажей, ритм окон и внутреннюю планировку, но узнать дом, оказавшийся внутри нового, было просто невозможно. Поражает воображение он и сегодня.

Популярный во все века рустованный фасад придает зданию монументальность. Весь периметр первого этажа декорирован прорисованными замковыми камнями и маскаронами в виде львиных голов. А крышу украшают изящные балясины и пилястры.

 

Фото: Александр Бурый

Бюро. Россия. XIX век

Центральная часть фасада — сосредоточие разнообразных архитектурных изысков. Междуэтажный карниз изогнут сегментами, прямоугольные окна обрамлены наличниками с выступающей подоконной полочкой. С наличников спускаются витые лиственные каменные гирлянды, заполняющие простенки окон. Повторяющийся по фасаду вензель хозяина перемежается лепным и чугунным кружевом. А парадный балкон поддерживают скульптурные фигуры атлантов, столь необычные для архитектуры Нижнего Новгорода.

Междуэтажный пояс поддерживают кариатиды, а главный фронтон над входом в здание украшает скульптура в виде сидящих женщин в греческих одеяниях и огромных ваз. Третий этаж украшают фигуры ангелочков. Не оставили авторы проекта без внимания и территорию усадьбы. Уютный внутренний дворик оформлен фонтаном, который идеально дополняет изящную беседку.

 

Фото: Александр Бурый

Парадная столовая

ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ

Дворец поражает масштабом. Миновав массивную дубовую дверь, оказываешься на широкой парадной лестнице. А поднявшись по ней, останавливаешься полюбоваться на себя в огромное зеркало.

Вдоль этой лестницы, выполненной из белого итальянского мрамора, расположены два ряда окон в два этажа, пространство между которыми украшают скульптуры и лепнина. Атланты, держащие корзины с фруктами, отражаются в огромных зеркалах. Если встать на нужную точку, можно увидеть бесконечный зеркальный коридор. Завсегдатаи музея уверяют, что если долго смотреть в это отражение коридора, то становится немного не по себе, начинает кружиться голова и даже кажется, что каменные статуи оживают! А над всем этим великолепием царствует потолок, расписанный в стиле барокко.

Парадная лестница в обрамлении зеркал и скульптур явно была призвана подчеркнуть статус и финансовый достаток хозяев. Поднявшись по ней, можно попасть в бальный зал. Он удивляет размерами, простором, обилием света и геометрическим узором паркета, созданного из ценных пород дерева: дуба, березы, ясеня, клена, амаранта, ореха, тика, палисандра и красного дерева. Зал двусветный, с хорошей акустикой и местом для оркестра. Стены и потолок украшает лепнина.

 

Фото: Александр Бурый

Вазы. Россия. XIX век

В бальном зале находится самое большое в Нижнем цельное зеркало. Его высота 4 метра, а ширина чуть более 2 метров. Но оно, увы, не историческое. Единственное подлинное зеркало усадьбы находится прямо у входа в особняк — в резном тамбуре парадной лестницы. С обратной стороны на нем есть клеймо петербургской фирмы "Иван Эберт сын" и год выпуска — 1880-й.

Внутренние помещения особняка — это 50 комнат. Супруги Рукавишниковы занимали каждый отдельную спальню на втором этаже. Кстати, отделка спальни жены сохранилась и не уступает по пышности парадным помещениям. На третьем этаже размещались детские комнаты. Уют, надежность и спокойствие — главное их отличие. В повседневном быту семья была явно неприхотлива, а вот помещения для приема гостей были отделаны с роскошью.

Есть легенда, что в начале строительства архитектор спросил хозяина, в каком стиле он бы хотел выдержать свой новый дом. И тот ответил: "Стройте во всех! У меня на все стили денег хватит!" Правда это или нет, теперь точно никто не скажет, но каждая комната особняка действительно непохожа на другую и украшена в ином стиле.

 

Фото: Александр Бурый

Малая (Голубая) гостиная

На первом этаже находились библиотека и кабинет хозяина усадьбы. Здесь в декоре много изображений львиных голов, отсюда и название — "львиная комната". Кабинет оформлен в темно-бордовых тонах. Впечатляют черный мраморный камин и встроенный в стену сейф в человеческий рост. Эта комната была "царством" хозяина.

Столовая Рукавишниковых оформлена в русском стиле. В ней собиралась вся семья за накрытым столом, как в будни, так и в праздники.

Парадную часть дома открывает Малая, или Голубая, гостиная с элементами барокко. В этой комнате посетители видят дворцовый интерьер в общепринятом его понимании. Стены здесь отделаны венецианской штукатуркой, имитирующей благородный мрамор. Изящная лепнина обрамляет живописный плафон. Паркет комнаты, как и в бальном зале, выполнен из дорогих и редких пород дерева.

В Малой гостиной каждый гость находил себе занятие по душе. Мужчины могли сесть за карточный столик, поиграть в карты, покурить (впрочем, старообрядцы курение не жаловали), почитать газеты или посмотреть объемные картинки сквозь стереоскоп — популярную новинку того времени. В правой части комнаты располагался женский уголок, где хозяйка дома могла заниматься рукоделием или развлекать дам светской беседой.

Большая гостиная, она же Сиреневая, самая эффектная комната особняка. В ней с XIX века сохранилась не только лепнина на стенах, но и живописные медальоны на потолках, изображающие ангелов. Здесь стояли многочисленные диванчики, кресла и банкетки. После шумного бала гости могли прийти в эту комнату, чтобы отдохнуть, поболтать с другими визитерами или просто полюбоваться видами Волги с балкона.

 

Фото: Александр Бурый

Веера. Западная Европа, Россия. XVIII–XIX века

Неудивительно, что все самые роскошные приемы города проходили в этой усадьбе, ставшей центром светской и культурной жизни Нижнего. Хозяин мало интересовался семейным делом, живя на проценты. Правда, увлекался коневодством. В 1879 году он приобрел усадьбу Приклонских в селе Подвязье, превратил ее в комплекс по разведению породистых лошадей и коров и стал первым в Нижнем Новгороде производителем и поставщиком несоленого сливочного масла. Интересовался он и выращиванием фруктов — в приусадебных оранжереях по его заказу высаживали сливовые, абрикосовые и персиковые деревья, разбивали виноградники, выращивали ананасы.

В 1914 году, после смерти Сергея Рукавишникова, усадьбу в Подвязье унаследовали его дети. Но в 1917-м, после Октябрьской революции, обе усадьбы национализировали. Та, что в Подвязье, пришла в упадок, а особняк на набережной начал новую жизнь.

 

Фото: Александр Бурый

Экспонаты выставки "Семейный портрет. Художник и фотограф А.О. Карелин в кругу семьи"

ЖИЗНЬ МУЗЕЙНАЯ

Согласно Отношению Исполнительного комитета Нижегородского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов от 13 (26) февраля 1918 года № 1174 и 1175, в усадьбу был переведен городской музей. В соответствующую комиссию вошли братья Иван Сергеевич и Митрофан Сергеевич Рукавишниковы, выступавшие за организацию в их доме художественного музея. Все картины, вывезенные из здания бывшего Дворянского собрания, были переданы под расписку братьям Рукавишниковым (по списку значилось более 1200 художественных предметов). И 21 июля 1918 года Нижегородский Народный художественный музей был открыт для публики. Что касается исторического отдела бывшего городского музея, то он был переведен в бывший особняк родной сестры Рукавишникова, Варвары Михайловны Бурмистровой, на улицу Жуковскую (ныне — Минина). Его назвали Нижегородским историческим музеем, в собрании которого на 1 января 1921 года насчитывалось 14 819 предметов.

 

Фото: Александр Бурый

Экспонаты выставки "Жизнь купецкая"

В начале 1924 года было принято решение о переводе исторического музея из бывшего особняка Бурмистровой также в усадьбу Рукавишниковых. Тогда усадьба получила название "Государственный историко-бытовой музей Нижегородского края" (или "Нижегородский государственный историко-бытовой музей"). Он был открыт для публики 29 июня 1924 года в пяти залах второго этажа особняка. А художественный музей был переведен в расположенную по соседству бывшую усадьбу купца Дмитрия Васильевича Сироткина. Потом музеи снова сливались, разделялись, меняли названия, а особняк покорно подчинялся всем этим нововведениям.

 

Фото: Александр Бурый

Большая (Сиреневая) гостиная

С началом Великой Отечественной войны Горьковский городской комитет обороны предложил в срочном порядке освободить здание музея и перевезти его экспонаты в районный центр Тонкино, на север области. Тогда была эвакуирована только часть коллекции, а хрупкие предметы — мебель, фарфор, макеты — передали на временное хранение в различные учреждения культуры города Горького.

В феврале 1943 года, когда положение на фронте стабилизировалось, Горьковским городским комитетом обороны было принято решение о возвращении музея из эвакуации. Весной он вновь обосновался на Верхне-Волжской набережной.

 

Фото: Александр Бурый

Экспонаты выставки "Волшебный мир зимних праздников"

В 1958 году на базе Горьковского областного краеведческого музея был создан Горьковский историко-архитектурный музей-заповедник, в состав которого вошли Нижегородский кремль, Архангельский собор, церковь Собора Пресвятой Богородицы на улице Рождественской, церковь Смоленской иконы Богородицы на Гордеевской улице и только что созданный Музей быта народов Нижегородского Поволжья. В последующие годы филиалы прибавлялись, убавлялись, но центральная усадьба оставалась сердцем музея.

К началу 1990-х годов Горьковский историко-архитектурный музей-заповедник представлял собой объединение, включавшее 16 "объектов музейного показа". А в 1994-м усадьба закрылась на реставрацию. Она пришлась на тяжелые времена больших перемен в стране и потому продлилась долгие шестнадцать лет. Но это вовсе не значит, что она шла все эти годы. Музей долго ждал реставрацию и дождался ее лишь в 2007 году!

 

Фото: Александр Бурый

Экспонаты выставки "Долог разговор народный о ярмарке нижегородной..."

Советскую краску, которой были выкрашены стены, удалось удалить без существенного вреда для росписей — стенам особняка вернули их изначальные оттенки. Уцелела почти вся лепнина, сохранился паркет, несмотря на то, что когда-то в бальном зале даже стоял... самолет Ан-2 — чудо технической мысли и советской промышленности того времени. Его умудрились затащить через разобранную стену подсобного помещения, он был частью исторической экспозиции. К счастью, теперь бальный зал выглядит так, как и должен. Но, к сожалению, не удалось сохранить роспись в центре потолка: она была утрачена из-за протечек. И теперь на ее месте — изображение неба с облаками, добавляющее свет и простор этому залу.

К 2010 году реставрационные работы были завершены. Музей снова открыл двери для посетителей. Сейчас экспозиции размещены в 25 залах усадьбы. Но побывать с экскурсиями можно не во всех. Периодически некоторые залы закрываются для посещения из-за перемен экспозиций и профилактических работ.

 

Фото: Александр Бурый

Предметы обмундирования и вооружения из коллекции фотографа А.О. Карелина

ЖЕМЧУЖИНЫ КОЛЛЕКЦИЙ

Сейчас комнаты первого этажа посвящены истории Нижегородской ярмарки и нижегородского купечества. В парадных залах постоянно проходят выставки из богатейших фондов музея-заповедника. А в бальном зале, как и сто лет назад, снова звучит живая музыка и кружатся нарядные пары — здесь проходят концерты и мастер-классы по танцам XIX века. Но самое интересное — экспонаты. В специально оборудованных помещениях располагаются хранилища фондов археологии, оружия, живописи. В том числе и те, что были найдены при реставрации старинных нижегородских особняков — например, знаменитый "клад купцов Каменских". Особняк Каменских, также расположенный на Верхне-Волжской набережной, как и другие купеческие и дворянские дома, был национализирован после революции, не раз менял свой профиль и с 1944 года принадлежал Институту химии Горьковского государственного университета. Клад в особняке обнаружили случайно во время ремонта. 11 ноября 1973 года в институт зашел инженер жилуправления для измерения стен. Он и обнаружил за фанерной стенкой одной из наддверных антресолей рухнувшую кладку, за которой скрывался клад из 626 предметов декоративно-прикладного искусства XVIII–XIX веков. В том числе изделия лучших европейских и российских фирм. Среди находок — бронзовые канделябры первой половины XVII века, столовый сервиз в стиле ампир фабрики Гарднера, чашки с портретами полководцев Отечественной войны 1812 года и политических деятелей начала XIX столетия, коллекция фарфоровых статуэток, сервизы мейсенской, севрской, берлинской и венской мануфактур, английской фабрики Веджвуда и несколько десятков картин. Все сокровища, а также личные дневники и фотоальбомы Каменских теперь хранятся в историко-архитектурном музее-заповеднике и частями постоянно выставляются на выставках в особняке Рукавишниковых. А заядлые кладоискатели на нижегородских форумах пишут про хитрую систему тайников в стенах самой усадьбы. Правда, это всего лишь догадки.

 

Фото: Александр Бурый

Усадьба Рукавишниковых — одна из самых известных достопримечательностей Нижнего Новгорода

Чтобы показать больше своих сокровищ, музей не так давно открыл для посетителей экспозиции открытого хранения. В той, что посвящена фонду металла, можно увидеть более 700 предметов. Чугунный бюст Ивана Родионовича Баташёва, одного из основателей Выксунских заводов (выполнен неизвестным скульптором конца XVIII века и до поступления в музей в 1920-е годы хранился в выксунском доме Баташёвых); редкий дорожный самовар 1820-х годов с выгравированной датой "1826″, подаренный неизвестному лицу в память об окончании учебного заведения; кубок, врученный выдающемуся конструктору Ростиславу Алексееву, чемпиону города Горького по парусному спорту 1949 года; салонный симфонион (музыкальный автомат) марки "Фортуна" от известной фабрики Юлия Генриха Циммермана конца XIХ — начала ХХ века. Эта часть коллекции также включает вещи из собраний известного нижегородского фотографа, художника и собирателя древностей Андрея Осиповича Карелина, продукцию местных кустарей и фабрик, военные трофеи периода Великой Отечественной войны. В коллекции много предметов и из семейных архивов знаменитых нижегородцев, в том числе и Героев Советского Союза.

 

Фото: Александр Бурый

Шкатулка-швейка, игольники, сумочки, гребень, серьги и брошь. Россия. XVIII–XIX века

А открытое хранение фонда фарфора знакомит посетителей с 2 тысячами предметов из фарфора и стекла. Экспозиция сформирована по хронологическому принципу: от древнегреческой керамики, китайского и японского фарфора, итальянской майолики, венецианского стекла, русской гжели до западноевропейского и русского фарфора XVIII–XX веков. Здесь представлены наиболее интересные экспонаты, в том числе флорентийское зеркало первой четверти XVIII столетия, рама которого украшена смальтовой мозаикой.

Дополняют экспозицию блюдо Бернара Палисси XVI века и перешедший из коллекции Андрея Осиповича Карелина уникальный "вершининский" стакан. Такие стаканы изготавливались в XIX веке на стекольном заводе Алексея Бахметева мастером Александром Вершининым. Это были изделия с двойными стенками, между которыми мастер размещал целые картины из бумаги, мха и соломы. До сих пор остается тайной, как он прикреплял эти композиции к стеклу и запаивал стенки стакана. В музейных собраниях России сегодня хранится всего восемь "вершининских" стаканов, а во всем мире их насчитывается восемнадцать.

Можно долго рассказывать о сокровищах музея и открывать все новые их тайны. Но лучше приехать в Нижний Новгород и увидеть все собственными глазами. Ведь особняк Рукавишниковых живет интересной жизнью, радует посетителей новыми выставками и необычными музейными проектами.

 

вернуться к списку следующий материал
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!