Как и во многих регионах Российской империи, в Нижнем Новгороде создание исторического музея было напрямую связано с деятельностью губернской ученой архивной комиссии. После открытия Нижегородского городского художественного и исторического музея в 1896 г. члены комиссии вместе с ее председателем входили в Комитет по управлению музеем и активно занимались пополнением исторического собрания музея. Фонды музея в дореволюционный период увеличивались за счет добровольных пожертвований нижегородцев, целенаправленной научно-исследовательской и, на языке современных музейных работников, собирательской работы членов архивной комиссии. В настоящее время особенно бережно в коллекции НГИАМЗ хранятся предметы, поступившие от «отцов-основателей» музея.
Так в фонде документальных и изобразительных памятников хранится более 600 «народных картинок» - лубков. Большая их часть поступила в городской музей в 1906 г. от известного журналиста, историка русской литературы, публициста, общественного деятеля, члена Нижегородской губернской ученой архивной комиссии (НГУАК) Василия Евграфовича Чешихина(псевдоним Ч. Ветринский) (1866-1923).
Василий Евграфович родился в Риге в семье издателя и редактора газеты «Рижский вестник». Окончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. Неоднократно высылался из столицы за участие в нелегальных народнических кружках. В 1900 г. переехал в Нижний Новгород, где был принят в число сотрудников «Нижегородского листка», близко сошелся с Максимом Горьким. По его рекомендации в 1901-1903 гг. редактировал «Самарскую газету». Вернувшись в Н. Новгород в 1903-1908 гг. был редактором «Нижегородской земской газеты». С 1905 г. – член нижегородского комитета Конституционно-демократической партии, редактировал партийные печатные издания. В Нижнем написал книги «А.И. Герцен», «Отечественная война 1812 года в родной поэзии» и ряд других. Являясь членом НГУАК, собирал материалы о нижегородских литераторах, в 1915 г. выпустил «Краткий словарь писателей-нижегородцев». Подготовил книгу «Пятьдесят лет жизни Нижегородского земства». В 1911-1915 гг. редактировал «Нижегородские ежегодники» (иллюстрированные календари-справочники), в которых помещал свои статьи по краеведению, народному образованию, деятельности земства. В 1916-1917 гг. – служащий «Нижегородского Союза мелкого кредита». Один из организаторов Нижегородского народного университета, где читал лекции по русской литературе. В 1918 г. уехал из Нижнего в Рязань, работал в «Союзе кредитных и ссудно-сберегательных товариществ» Рязанской губернии. С 1920 г. – в Москве, в Главкустпроме. Редактировал «Вестник промысловой кооперации», «Вестник кустарной промышленности».
Лубок, как известно, – наиболее популярный и доступный широким слоям населения в XIX в. вид печатной графики, выполненный в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и хромолитографии, содержащий изображение с пояснительной подписью или текстом.
Это настоящая иллюстрированная энциклопедия русской народной жизни, рассказанная незамысловатым, ярким образным «лубочным» языком. Во второй половине XIX в. лубочные листы стали непременным атрибутом интерьера дома образованного крестьянина, они выполняли, по словам крупнейшего русского издателя И.Д. Сытина, роль «газеты, книги, школы». По лубкам можно проследить, чему и как учился русский человек, что он видел, что читал, во что он верил, как строил себе дом и убирал урожай, как веселился в праздничные дни, что пел и как плясал, во что одевался и обувался, как провожал рекрутов в армию и собирал невесту к венцу.
Пользовались большой популярностью и миллионными тиражами печатались лучшие русские народные сказки, произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Крылова, песни и романсы, таким образом, начала сбываться мечта великого русского поэта Н.А. Некрасова о времени, «когда мужик… Белинского и Гоголя с базара понесет».
Все лубки музея-заповедника из коллекции В.Е. Чешихина на оборотной стороне имеют печать Нижегородского городского художественного и исторического музея.