Слабовидящим ENG

Вышли на промыслы. Нижегородцам раскрыли секреты народных мастеров.

Газета "Нижегородская правда"№51 от 30.08.23

Нижегородцам раскрыли секреты народных мастеров

Фото: Ольга Севрюгина

Юрий Филиппов показывает особенности великовражской лодки

До середины сентября в Манеже Нижегородского кремля посетителей ждёт уникальная выставка «Кустарь-художник: от промысла к народному искусству», посвящённая истории и развитию народных художественных промыслов Нижегородского края. Посетители не только смогут узнать секреты мастеров, но и попробовать себя в роли народных умельцев.

Богатство выбора

Уже в самом названии выставки скрыт глубокий смысл – каждым из экспонатов её авторы показывают, что кустари, которые веками трудились над своим промыслом, часто были настоящими художниками. А слово «кустарщина», которым сегодня с пренебрежением называют некачественные изделия, не имеет ничего общего с шедеврами настоящих мастеров.

Тончайшие кружева, сплетённые на коклюшках, богатое золотное шитьё, изящные шкатулки, вырезанные варнавинскими косторезами, мебель из морёного дуба, при взгляде на которую вспоминаются русские сказки, жбанниковские свистульки, колокольчики, многоцветные изразцы и даже крокодил, расписанный под хохлому. – чего здесь только не увидишь!

Посетители с изумлением рассматривают созданные павловскими мастерами замки, самый маленький из которых по размеру не больше ногтя. Такие «ошейные замки», которые сегодня выглядят как ювелирные украшения, использовали для домашних животных! А рядом в витрине гордо красуются гигантские амбарные замки, поражающие своей сложностью и секретностью.

Одним из центральных экспонатов вставки стала знаменитая великовражская лодка. Точно такая же с гордо поднятым носом украшает обложку фотоальбома нашего знаменитого земляка Максима Дмитриева «Волжская коллекция. 1884– 1903». Каких только товаров не перевозили в ту пору на ярмарки на таких лодках – от глиняных горшков до благоухающего чая.

Родина этих лодок – Великий Враг, что неподалёку от Кстова. А именно эту лодку, наверное, самую последнюю в истории промысла, вместе с мастером создал директор исторического музея Юрий Филиппов. И не только создал, но и регулярно десятилетиями её смолил и использовал по назначению, пока не закончилась смола в чудом найденной старинной бочке. А потом лодка стала музейным экспонатом.

Ольга Севрюгина

Фото: Ольга Севрюгина

Ольга Севрюгина

Фото: Ольга Севрюгина

Ольга Севрюгина

Фото: Ольга Севрюгина

Ольга Севрюгина

Фото: Ольга Севрюгина

Ольга Севрюгина

Фото: Ольга Севрюгина

Ольга Севрюгина

Фото: Ольга Севрюгина

Ольга Севрюгина

Фото: Ольга Севрюгина

Ольга Севрюгина

Фото: Ольга Севрюгина

Ольга Севрюгина

Фото: Ольга Севрюгина

Ольга Севрюгина

Фото: Ольга Севрюгина

Ольга Севрюгина

Фото: Ольга Севрюгина

Ольга Севрюгина

Фото: Ольга Севрюгина

Ольга Севрюгина

Фото: Ольга Севрюгина

Ольга Севрюгина

Фото: Ольга Севрюгина

Ольга Севрюгина

Фото: Ольга Севрюгина

Ольга Севрюгина

Фото: Ольга Севрюгина

Ольга Севрюгина

Фото: Ольга Севрюгина

Ольга Севрюгина

Фото: Ольга Севрюгина

Ольга Севрюгина

Фото: Ольга Севрюгина

Ольга Севрюгина

Ольга Севрюгина

Ольга Севрюгина

Ольга Севрюгина

Ольга Севрюгина

Ольга Севрюгина

Ольга Севрюгина

Ольга Севрюгина

Ольга Севрюгина

Рождение наличников

Целый зал выставки посвящён резьбе по дереву и наличникам. Оказывается, именно Нижегородская земля стала родиной их рождения! А произошло это потому, что когда-то наш регион был центром Поволжского, Окского и Камского деревянного судостроения, и все деревянные суда украшались богатой резьбой. Мастера старались перещеголять друг друга и достигли невероятных высот в этом искусстве. Но в XIX веке произошёл промышленный переворот, разрушивший веками процветавший промысел.

«В Городце тогда появилась верфь, где стали делать металлические корабли. Деревянное судостроение очень быстро ушло в историю, и резчики остались без работы. Тогда то и решили они украшать резьбой наличники и лобовые доски. Это совпало с расцветом Нижегородской ярмарки. Тогда и начался бум на наличники – спрос был огромным», – объяснил Юрий Филиппов.

Так искусство резьбы разошлось по России и приобрело свои черты в каждом из регионов. Но знаменитой нижегородской глухой резьбы – вырезанной из единой доски, а не накладного прорезного рисунка – не было больше нигде. Истинные таланты резали по вдохновению, и в основном мастера делали красивые узоры по шаблону. Его делали с помощью трафарета с дырочками и мешочка с сажей, которым постукивали по трафарету, и он и оставлял на дереве след. Это называлось припорох. А потом мастера вырезали рисунок, который и сегодня поражает своей красотой и сложностью.

Дополняют экспозицию фотографии мастеров, стенд с воссозданной ярмаркой и специальное звуковое сопровождение, которое погружает в атмосферу крестьянского быта.

Ощущение прошлого

Тема изделий из дерева на выставке – одна из главных. Можно здесь увидеть знаменитые баклуши, прославленные выражением «бить баклуши». Эти заготовки, из которых мастера вырезали потом ложки, делали совсем юные ремесленники или те, кто совсем не годился ни на какую работу. Так и родилась крылатая, но с каждым годом всё более непонятная для современного человека фраза пор лентяя, бьющего баклуши. В витрине представлен весь процесс превращения баклуши в ложку.

А ещё на выставке можно попробовать свои силы в народных промыслах. В интерактивном зале каждый может соткать несколько сантиметров настоящего домотканого половичка, спрясть нитку. Или можно повторить изящный узор из витой медной проволочки для подстаканника, а заодно узнать, как именно приобретала свой благородный серебряный цвет всемирно известная казаковская филигрань.

Для тех, кто никогда не был в деревне и только на картинках видел кринки и сено, в одном из залов создана специальная зона релакса. Там можно изучить и потрогать старинную телегу, которую директор музея выкупил в Шахунье у цыган. Некоторое время она была в музее деревянного зодчества на Щёлоковском хуторе, и на ней даже катали посетителей, а теперь телега стала настоящим музейным экспонатом, хотя всё ещё на ходу. Разумеется, телега гружёная – и каждый может пощупать и понюхать ароматное свежее сено и подержать в руках глиняную посуду и плетёные короба. И как будто переместиться во времени и пространстве.

Посетить выставку можно до 17 сентября. Манеж. Кремль, корпус 1а.

6+

 

вернуться к списку следующий материал
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!