«Позиция его была - добрые дела».
Михаил Васильевич Жуков.
МАТЕРИАЛ О МИХАИЛЕ ВАСИЛЬЕВИЧЕ ЖУКОВЕ – УЧИТЕЛЕ СЕЛА БОЛЬШОЕ ТЕРЮШЕВО
В рамках работы фольклорно-этнографической экспедиции НГИАМЗ 29 июля-2 августа 2019 года в Дальнеконстантиновский район Нижегородской области собран материал о Михаиле Васильевиче Жукове – учителе села Большое Терюшево, краеведе, собирателе этнографических предметов и фольклора.
Михаил Васильевич Жуков родился в 1913 г. в селе Большое Терюшево, бывшем центре Терюшевской волости, населённой своеобразной этнографической группой – мордвой-терюханами (сейчас это территория Дальнеконстантиновского района Нижегородской области). Подростком он стал свидетелем работы этнографической экспедиции М. Т. Маркелова и С. П. Толстого, что, видимо, и определило его жизненный путь. Обладая, по воспоминаниям бывших учеников, большой любознательностью, Михаил Васильевич окончил сначала Арзамасское педагогическое училище, преподавал в селе Таможниково и в деревне Городищи. Потом заочно окончил историко-географический факультет Горьковского педагогического института. Во время учебы в педагогическом институте начал работать в средней (семилетней) школе села Большое Терюшево, впоследствии стал директором школы.
Старался заинтересовать учеников историей родного края, организовывал туристические походы по Дальнеконстантиновскому району и к Пустынским озерам. Организовывал и тематические походы в значимые с историко-фольклорной точки зрения места (например, к местам, связанным с Кузькой-богом – фольклорным образом исторического лица, вдохновителя эсхатологического движения мордвы-терюхан начала XIX века, крестьянина д. Большое Сеськино Кузьмы Алексеева).
Михаил Васильевич был знаком и дружил со многими учителями Дальнеконстантиновского района, писал статьи и заметки в местные газеты, собирал краеведческий, этнографический, фольклорный материал, связанный с родным районом и селом. Ещё он прекрасно играл на разных музыкальных инструментах. Рассказывает сын Михаила Васильевича – Александр Михайлович Жуков (1944 г.р.): «На всех инструментах играл: гармонь русская, гармонь хромка – на двух видах играл, они ж разные, и на гитаре, и на балалайке. В клубе всегда с гармошкой, и частушки, и что угодно». «Все стихотворения знал наизусть», - добавляет невестка Ольга Николаевна. «Много премий получал в Константинове на конкурсе чтецов. У него память великолепная была», - соглашается Александр Михайлович.
Во время Великой Отечественной войны Михаил Васильевич по состоянию здоровья не был призван в армию, оставшись единственным мужчиной призывного возраста в селе. Семья Жуковых приняла к себе две семьи из Белоруссии. Михаил Васильевич напряженно следил за новостями с фронта и первый сообщил односельчанам о долгожданном окончании войны.
Вспоминает ученица М. В. Жукова Мария Михайловна Казикина (1937 г.р.): «Мы спим и вдруг слышим набат. У соседнего дома на ветле висела плита, и били балвашкой по ней, когда пожар или на работу. И вот, слышим: «Бам! Бам! Бам!». Мы открываем окошко, а там, у ветлы Михаил Васильевич, наш директор школы, бьет в плиту и кричит: «Война кончилась! Победа!» и плачет, весь в слезах. Мы стали все выходить на улицу, радоваться, и кто с горя плачет, кто от радости плачет. Потом говорят, что все сегодня пойдем на митинг в клуб. В клубе на сцене Михаил Васильевич выступал, помню, что звучали такие слова: «Мы победили! Смерть немецким оккупантам! За Сталина! За Родину!», кто плачет, кто чего, а потом говорят: «А сейчас будет молебен, разрешил Сельский совет всем помолиться». Это был первый молебен за долгие годы, и радость была такая, всеобщая - это не забудешь».
Сам Михаил Васильевич по воспоминаниям сына «был атеист, но соблюдал все церковные праздники, все обычаи знал очень, до тонкостей, Пасху у нас справляли, все праздники».
Михаил Васильевич Жуков был неординарным человеком. Это подтверждает и такой случай: в 1985 г. в церкви села Богоявление произошёл пожар, Михаил Васильевич в это время ехал рейсовым автобусом в Нижний Новгород, увидел дым, сошёл и бросился на помощь, хотя ему было уже за 70 лет. Вместе с ним сошла с автобуса и участвовала в тушении пожара группа военных. С ними Жуков поддерживал дружеские отношения до самой смерти. За героизм, проявленный при тушении пожара, Михаил Васильевич получил в дар от Нижегородской епархии именные часы. «Когда восстановление церквей Епархия начала, - вспоминает невестка Михаила Васильевича Ольга Николаевна Жукова, - и разыскали их уже через пять лет. Награждение было. Его пригласили на 9 мая, и они там встречались с этими военными. Михаил Васильевич был общительный человек, он сразу начал переписываться с ними».
Михаил Васильевич умер 17 января 1997 года, похоронен на кладбище села Большое Терюшево.
Личность Михаила Васильевича Жукова представляет интерес не только в качестве неординарного человека, учителя по призванию, но и краеведа, собиравшего материал как о родном селе Большом Терюшеве, так и обо всем Дальнеконстантиновском районе Нижегородской области. Часть коллекции Дальнеконстантиновского районного краеведческого музея – предметы, найденные Михаилом Васильевичем Жуковым и безвозмездно переданные в музей. Его обширное собрание книг было отдано в библиотеку села Большое Терюшево, затем передано в Малопицкую библиотеку. Михаил Васильевич оставил представляющий краеведческую ценность рукописный архив заметок, воспоминаний, фольклорных находок, переданный им для ознакомления, работы и сохранения в печатном виде писателю, историку Юрию Васильевичу Махалову (ныне покойному). В числе прочего была и книга, признанная сейчас библиографической редкостью – повесть П. М. Красовского «Кузька - мордовский бог, повесть из истории мордовского народа» 1898 г. издания. Подобный экземпляр имеется в научной библиотеке НГИАМЗ.
м.н.с. отдела фондов НГИАМЗ А. В. Сорокина