Слабовидящим ENG
Слабовидящим
Научная работа

АНДРЕЙ ОСИПОВИЧ КАРЕЛИН - КОЛЛЕКЦИЯ ФОТОГРАФИЙ НГИАМЗ

В собрании музея любого профиля всегда есть коллекции знаковые, формообразующие, задавшие направление собирательской работы для будущих поколений, к которым постоянно обращаются исследователи и экспозиционеры. Такой в собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника является коллекция знаменитого русского фотографа, основоположника жанра художественной фотографии Андрея Осиповича Карелина (1837-1906).

 

Андрей Осипович родился в Тамбовской губернии в крестьянской семье. В 10-летнем возрасте был отправлен в Тамбов в иконописную мастерскую.

В 1857 г. поступил в Петербургскую Академию Художеств, которую закончил в 1864 г., получив звание свободного неклассного художника. В годы учебы в Петербурге Карелин начал заниматься фотографией. После окончания Академии работал в ателье знаменитого русского фотографа М.П. Настюкова в Костроме. В 1869 г. переехал в Нижний Новгород и открыл собственное дело.

Карелин стал одним из первых мастеров, работавших на стыке живописи и фотографии. Первым опытом такого синтеза искусств стал альбом «Нижний Новгород», созданный в 1870 г. совместно с известным пейзажистом И.И.Шишкиным, который раскрасил фотографии А.О. Карелина акварелью.

Огромный успех ждал фотографа на Международной фотовыставке в Эдинбурге в 1876 г. Среди шести тысяч снимков, которые экспонировались без указания авторства, члены жюри признали достойными золотой медали две работы, обе принадлежали Карелину. В этом же году он получил медали на выставке Французского фотографического общества в Париже и на Всемирной выставке в Филадельфии.

В России Карелин был удостоен звания «Фотографа Императорской Академии Художеств». В 1897 г. мастерская Карелина «Фотография и живопись» размещалась на улице Варварской в доме М.Н. Щелокова (в настоящее время дом 8а, здание Нижегородского художественного училища), где также открылась ставшая популярной в городе школа рисования и живописи.
При деятельном участии Карелина с 1886 г. в городе регулярно проходили художественные выставки. Вместе с другими представителями нижегородской интеллигенции был инициатором и деятельным участником создания в городе Художественного и исторического музея, открытого в 1896 г.

На всю Россию была известна коллекция предметов старины, которую Карелин собирал на протяжении всей жизни. В 1929 г. младший сын Андрея Осиповича Рафаил передал в дар Нижегородскому краевому музею большую часть собрания отца. В настоящее время в собрании музея-заповедника коллекция Карелина насчитывает более 1500 единиц хранения. Она необычайно богато и демонстрирует профессионализм, даже по меркам XIX в., Карелина как коллекционера, широту его знаний в области искусства и истории края.

Вот что писал об Андрее Осиповиче известный московский коллекционер П.И.Щукин: «В Нижнем познакомился я с фотографом-художником Андреем Осиповичем Карелиным, который имел фотографию в своем доме, на Малой Покровке. Большая зала в его доме напоминала антикварный магазин. Тогда я был еще далек от идеи собирания старинных русских вещей; но художники Василий Васильевич Верещагин и Константин Егорович Маковский уже покупали их у Карелина… Во время ярмарки по вечерам можно было встретить Андрея Осиповича в Ярославском ряду у старьевщиков, где он искал редкостей».

Действительно, Маковский, работая над своим монументальным историческим полотном «Воззвание Минина», пользовался предметами карелинского собрания.

Другой известный русский меценат и коллекционер А.П. Бахрушин свидетельствовал, что «все интересующиеся старинными русскими вещами перебывали у него (Карелина), приезжая иной раз издалека…».

Основную часть коллекции А.О. Карелина, хранящейся в Нижегородском музее-заповеднике, составляют фотографии: портреты самого художника и членов его семьи, известные деятели культуры, науки, образования и знатные горожане, гости города и нижегородские типажи.

Непреходящую ценность для изучения архитектурной среды и облика Нижнего Новгорода позапрошлого века представляют снятые Карелиным виды города и ярмарки.

Не меньшую ценность представляют памятники декоративно-прикладного искусства из стекла, фарфора, фаянса, кости, металла.
Предметы народного быта.
Собирал Карелин и русскую национальную одежду. В его коллекции своей красотой поражают шелковые сарафаны, атласные душегреи, штофные юбки, шитые жемчугом и золотом кокошники, головки, косынки и платки.
Кстати, работая над своими постановочными фотографическими композициями, А.О. Карелин в фотоателье воссоздавал обстановку крестьянской избы или русской светлицы, используя собранные им высокохудожественные изделия народных мастеров и облачая моделей в подлинные исторические костюмы.

Даже краткий рассказ о коллекции А.О. Карелина в собрании Нижегородского музея-заповедника позволяет представить, насколько многогранна была деятельность этого человека, внесшего значительный вклад в изучение и сохранение истории и культуры Нижегородского края.

В наши дни ни одна экспозиция или выставка музея не обходится без предметов из коллекции Карелина, каждый из которых обладает огромной исторической и художественной ценностью.

вернуться к списку следующий материал
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!